02. Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939)
Русский и советский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент и почётный член Академии наук СССР, лауреат премии имени В. И. Ленина, Герой Труда. Автор проектов и технический руководитель строительства первых российских нефтепроводов (1878 год) и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти (1931 год). Внёс большой вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.
Он создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью. В 1880 году Шухов создал форсунку для сжигания мазута, одну из лучших в мире. Предложил перекачивать нефть по трубопроводам, подобно воде, и в 1879 году построил первый в России нефтепровод. Вывел «формулу Шухова» для расчета движения нефти по трубам, которой и поныне пользуются инженеры всего мира. Он изобрел крекинг-процесс, опередив на 20 лет Америку, где только в 1912 году появился патент (Бортона) того же содержания.
Для транспортировки нефти по воде Шухов первым в России стал строить нефтеналивные суда. По его проектам были построены многие тысячи огромных клепаных металлических барж длиной до 150 метров - в то время чудо строительной техники. Вопрос о хранении нефти и нефтепродуктов Шухов решил путем строительства больших клепаных стальных резервуаров, десятки тысяч которых были раскинуты по всей стране.
В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции.
Гиперболические стальные башни Шухова получили большое распространение в СССР и были применены в морском флоте США. Для радиотелеграфной передачи Шухов в 1922 году построил на Шаболовке в Москве железную шестиярусную башню высотой 150 м в виде ряда гиперболоидов. С нее впервые в СССР были начаты регулярные массовые радиопередачи, а затем и телепередачи. Шухова нередко сравнивали с Эдисоном.
С Шуховской башней связано много интересных фактов. После аварии и крушения верхних ярусов, случившихся во время стройки, Владимира Шухова приговорили к расстрелу, обвинив в саботаже. Однако, казнь была отложена до завершения работ. К счастью за этот период выяснилось, что инженер не виновен и приговор отменили.
В 1939 году в башню Шухова врезался почтовый самолет. Сооружение выдержало мощный удар, что лишний раз подтвердило его надежность и грамотный расчет архитектора.
Долгие годы Шуховская башня была символом отечественного телевидения, лишь в 1967 году это звание перешло Останкинской башне.